Профессор Нероев Владимир Владимирович - Президент МОО «Ассоциация врачей – офтальмологов», Главный внештатный специалист-офтальмолог Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Доклад на офтальмологическом конгрессе Белые ночи-2015, г. Санкт-Петербург, Россия.
Опубликовано на www.avo-portal.ru
Информационный партнер www.organum-visus.com
Кликни на слайд, увеличь изображение, запусти слайд-шоу.
Внимание! Данная информация предназначена исключительно для ознакомления. Любое применение опубликованного материала возможно только после консультации со специалистом.
Разрешается некоммерческое цитирование материалов данного раздела при условии полного указания источника заимствования: имени автора и WEB-адреcа данного раздела www.organum-visus.com, www.eye-portal.ru, www.glaucoma-eye-portal.ru
Дизайн слайдов подготовили Зайцева Ольга Владимировна, Sergey Y. Golubev
Тезисы доклада:
Законодательные основы современной стратегии и тактики развития российского здравоохранения:
- Государственная программа РФ «Развитие здравоохранения», утверждена Правительством РФ 24.12.2012г. Определяет цели, задачи и пути развития российского здравоохранения до 2020 г., включает 11 подпрограмм по основным отраслевым направлениям
- Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 22.10.2012г. № 1074 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 гг.»
Указы Президента РФ от 7 мая 2012 г.:
- № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»
- № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
- № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»
- № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».
Динамика изменений в офтальмологической службе России за период 2014 года (Предварительные данные федеральной статистики):
- Количество врачей-офтальмологов на занятых ставках в медицинских организациях всех уровней увеличилось с 11 781 до 12 845
- Специальность офтальмолог-протезист введена в федеральную статистику
- В амбулаторно-поликлиническом звене количество посещений населением врачей-офтальмологов увеличилось с 61,5 млн до 62,2 млн, в том числе детьми – с 19,8 млн до 20,0 млн
- Функционируют 760 центров здоровья (их число увеличилось за 2 года в 2,4 раза)
- Количество обращений к врачу-офтальмологу в 2014 г. – около 1 млн человек (общее число посещений – 4,7 млн человек).
- Увеличились объемы стационарзамещающей помощи:
1) число пациентов, пролеченных в дневных стационарах, выросло с 183,3 тысяч до 218 тысяч,
2) число офтальмологических операций, проведенных в амбулаторных условиях, увеличилось с 414,3 тысяч до 430,4 тысяч
- В результате оптимизации коечного фонда сократилось количество офтальмологических коек для взрослых и детей с 21 065 до 19 680 при сохранении занятости койки 326 дней в году (по программе госгарантий – 328 дней).
Основные направления повышения эффективности офтальмологической службы России в современных экономических и политических условиях:
- оптимизация расходования финансовых средств
- повышение технической оснащенности медицинских организаций, рациональное использование медицинской техники
- оптимизация кадровой службы, повышение эффективности труда и качества профессиональной подготовки врачей-офтальмологов
- развитие офтальмологической науки, внедрение новых диагностических и лечебных технологий
- повышение эффективности деятельности амбулаторно-поликлинической службы, развитие стационарзамещающих технологий
- оптимизация использования стационарных ресурсов, рост хирургической активности стационаров
- внедрение трехуровневой системы здравоохранения, повышение преемственности работы учреждений различных уровней, информатизация офтальмологической службы
Техническое оснащение офтальмологических учреждений первого и второго уровней системы здравоохранения оценивали в соответствии с Порядками оказания медицинской помощи:
- Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты
Утвержден приказом Минздрава России № 902н от 12.11.2012г.
- Порядок оказания медицинской помощи детскому населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты
Утвержден приказом Минздрава России № 442н от 25.10.2012г.
(Информация предоставлена главными внештатными специалистами-офтальмологами субъектов РФ (73 региона)).
Вопрос импортозамещения в законодательных документах РФ:
- Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»
- Федеральный закон Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» с изменениями от 29.12.2014 г. №481-ФЗ и 06.04.2015 г. №73-ФЗ
- Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102«Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
- Распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 г. N 98-р «План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году».
Проблема импортозамещения в медицине:
- Доля импорта в фармацевтической и медицинской промышленности сегодня составляет 70-80%
- На российском рынке доля отечественных медицинских приборов – около 1/5, доля лекарственных средств – около 1/4
- Рынок отечественных лекарственных препаратов – более 820 млрд рублей. По прогнозам, в относительно короткой перспективе, этот показатель превысит 1 трлн рублей
- Рынок отечественных медицинских изделий в России – около 200 млрд рублей (2014 год)
(Данные Министерства промышленности и торговли РФ).
Сложившаяся ситуация расценивается как возможность реализации стратегии роста отечественной фарминдустрии и предприятий медицинской промышленности.
Закупки оборудования отечественного производства в 2012-2015 гг.:
- Среди закупленного оборудования для первого уровня офтальмологической службы доля российских производителей – 28% в 2012-2013 гг. и 21% в 2014-2015 гг.
- Среди закупленного оборудования для второго уровня офтальмологической службы доля российских производителей – 9,8% в 2012-2013 гг. и 7% в 2014-2015 гг.
Отечественное производство офтальмологического оборудования:
- Научно-производственная компания СКТБ Офтальмологического приборостроения «Оптимед»
- Научно-производственная фирма «АЛКОМ медика»
- Открытое акционерное общество «Оптосистемы»
- Закрытое акционерное общество «ЗОМЗ-Плюс»
- Группа компаний «Нановижн»
и другие...
Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи по профилю «Офтальмология», включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, определен в Постановлении Правительства РФ от 28 ноября 2014 года N 1273 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
«Стратегия развития здравоохранения Российской Федерации на долгосрочный период 2015 - 2030 гг.» (Проект разработан Минздравом РФ).
Основные принципы Стратегии:
- соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий
- совершенствование первичной медико-санитарной помощи
- приоритет профилактики в сфере охраны здоровья
- приоритет охраны здоровья матери и ребенка
- доступность и качество медицинской помощи
- инновационное развитие медицины
- открытость в диалоге с гражданским обществом
Основные проблемы технического оснащения офтальмологических учреждений:
- существенный дефицит оборудования согласно Порядкам в учреждениях второго и особенно первого уровней системы здравоохранения
- оборудование офтальмологических учреждений первого и второго уровней системы здравоохранения в основном импортное, доля закупленного в 2012-2015 годах отечественного
оборудования крайне мала
Основные пути решения проблем:
1. Оснащение первичных офтальмологических кабинетов в соответствии с Порядками в кратчайшие сроки с активным использованием ресурсов отечественного производства, что позволит улучшить качество ранней диагностики заболеваний
2. Оснащение недостающим оборудованием кабинетов и лазерных операционных в учреждениях второго уровня, дневных стационаров, что позволит перейти на ресурсосберегающие технологии лечения
3. Комплексный анализ готовности офтальмологических стационаров к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, скорейшее решение проблем, эффективное использование ресурсов с целью проведения высокотехнологичных операций, в том числе в рамках системы ОМС